4 основные ошибки юзабилити сайта

17 октября 2018 г.

В сфере веб-дизайна постоянно появляются технологические новинки, и трудно удержаться от того, чтобы начать немедленно внедрять их в свои проекты. Однако «не все йогурты одинаково полезны», и не стоит использовать ту или иную новую фишку, предварительно не разобравшись: а) почему она удачно выглядит там, где вы ее впервые увидели и б) действительно ли она хорошо впишется в ваш сайт и не станет ли только лишней перегрузкой интерфейса.

Это касается не только новинок. Любой элемент на сайте должен быть продуман и многократно протестирован с точки зрения пользователя. Даже мелкий недочет может раздражать и привести в итоге к преждевременному завершению работы с сайтом – потому что пользователь «не разобрался», «слишком долго искал нужную кнопку», «растерялся среди множества функций» и прочее.

Даже самые опытные UX-дизайнеры и компании, занимающиеся веб-разработкой, допускают ошибки. И вот самые распространенные из них, причем без тестирования «в поле» их очень сложно заметить.


«Двери Нормана»

Дон Норман, консультант по UX и веб-дизайну, дал название этому промаху. По сути «дверь Нормана» - это элемент дизайна, который должен каким-то образом использоваться («дверь»), но при этом посетитель не знает, как ее «открыть».

Представьте, что вы заходите на сайт (или открываете мобильное приложение) и видите среди пунктов меню такой, название которого вам абсолютно ни о чем не говорит. Или иконку, на которой изображено что-то невнятное. Вероятнее всего, вы или не нажмете на такой элемент, подсознательно пропустив его, как «нечто непонятное, а значит, не имеющее значения». Между тем, он может нести в себе важную функцию или мотивировать к дальнейшему использованию веб-продукта.

Как избежать? Нет, вовсе необязательно в дизайне применять только широко распространенные изображения и названия. Но перед тем, как внедрять что-то свое, убедитесь, что стороннему пользователю, абсолютно незнакомому с вашим проектом, будет понятно, что кроется за этим элементом. И всегда собирайте обратную связь. За видимой простотой интерфейса может скрываться недостаток информации по использованию сайта. Только тестирование поможет выявить этот момент.


Пользователю нужно совершать много действий, чтобы получить результат

Одна из главных тенденций UX – сокращение количества нажатий (кликов или тапов) для достижения цели – покупки, регистрации, нахождения нужной информации и т.д.. Пользователи становятся все более «ленивыми» - сайту со сложным интерфейсом, где нужно долго переходить со страницы на страницу в поисках нужного, они предпочтут минималистичный дизайн.

Как избежать? Упрощайте и еще раз упрощайте. Быстрый доступ к основным страницам, «хлебные крошки», возможность перехода в «Корзину» сразу после выбора товара – все эти моменты экономят время пользователя и повышают его лояльность к сайту. В мобильной версии или мобильном приложении вместо выпадающих списков (гамбургер-меню) имеет смысл разместить несколько иконок с популярными функциями внизу экрана или сбоку.


Юзабилити принесено в жертву дизайну

Например, когда броский и привлекательный дизайн на деле оказывается слишком «тяжелым», и пользователь отвлекается и/или покидает сайт, так и не дождавшись окончания его загрузки.

Другой вариант – из-за большого количества фоновых графических элементов становится сложно найти меню, нужные ссылки и кнопки. Долго ли пользователь задержится на таком сайте?

Как избежать? Между дизайном и юзабилити делайте выбор в пользу второго. Убедитесь, что элементы стиля не мешают быстро находить нужные страницы, пользоваться поиском, оформлять покупку.

И помните, что если загрузка страницы длится 1 секунду, то она еще считается быстрой, пусть и не мгновенной. Но 10 секунд – это предел, после достижения которого на сайте останется только самый терпеливый пользователь, которому прямо сейчас нужна именно эта информация и именно от вас.


Страницы перегружены информацией

Конечно, вы хорошо знаете свой продукт. Вы много работали над ним и считаете, что абсолютно все его стороны и детали заслуживают выставления на главную страницу. Сбоку неплохо бы пустить сквозной блок новостей компании, с другой стороны – выполненные проекты и виджеты всех соцсетей. А для основной информации хватит небольшого пространства по центру.

Проблема заключается разве что в том, что пользователю приходится присматриваться, чтобы разглядеть то, за чем он, собственно, пришел, и не отвлекаться на постороннюю информацию, которая, ко всему прочему, еще и раздражает.

Как избежать? Тщательно отбирайте элементы, которые вы хотите разместить. Безжалостно урезайте то, что не относится к текущей странице. Оставьте только необходимую информацию и элементы перехода в важные разделы (особенно это касается версий для мобильных устройств) – и сразу увидите, как увеличится время, проведенное на сайте, и глубина просмотра.